Анатолий Аксаков о наделении Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности


 14 декабря Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 273179-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)"). С докладом и заключительным словом по данному законопроекту выступил председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Доклад:

– Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.) уважаемые коллеги!

Данный законопроект направлен на наведение порядка в отрасли, которая в принципе состоялась. На рынке аудиторских услуг работает большое число и аудиторов, их тысячи, и аудиторских компаний, которые позволяют регулятору, клиентам организаций, потенциальным инвесторам, видеть картину в соответствующих аудируемых компаниях и принимать ответственное решение.

Но наряду с этим, к сожалению, имеются значительные в количественном отношении случаи, когда представляется недостоверная аудиторская отчетность, которая искажает реальную картину во многих аудируемых организациях. Это ярко проявилось при отзывах лицензий у кредитных организаций, страховых компаний и некоторых других компаний из других отраслей. Когда имелись положительные аудиторские заключения о деятельности этих организаций об отчетности, которая давала благостную картину, но при этом, когда организация доходила до состояния банкротства, выяснялось, что эта отчетность, аудит не соответствовали реальной картине в организации.

В результате доверие ко многим аудиторским заключениям начало быстро снижаться, отрасль в определенном смысле переживает кризис. Но и есть большие претензии к качеству соответствующих документов. Стоит вопрос о том, чтобы, с одной стороны, поднять ответственность компаний аудиторских, аудиторов. С другой стороны, повысить роль этих организаций в развитии экономики и повышении доверия к достоверности представляемой отчётности.

Данный законопроект предлагает как раз решить эти проблемы. Во-первых, он переводит регулирование этой отрасли в руки Банка России, поскольку Банк России является одним из главных интересантов того, как работает эта отрасль, чтобы владеть реальной картиной в организациях, которые он регулирует, банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и иные финансовые компании. Банк России, естественно, заинтересован в том, чтобы организации, которые являются публичными, чьими ценными бумагами торгуют на площадках, также были качественными, устойчивыми. И, соответственно, доверие к этим ценным бумагам у покупателя должно быть высоким.

Этот законопроект сужает в то же время круг лиц, которые должны проходить обязательный аудит. У нас по действующему законодательству малые предприятия должны проходить аудит. Для них, зачастую, практически всегда этот аудит не нужен, а только лишние затраты. Они платят деньги. Естественно, зачастую, эти деньги платят только за то, что формально готовится аудиторское заключение, но реально там никакой аудит и не проводится.

Предлагается увеличить объём выручки для компаний, которые должны проходить обязательный аудитор до более, чем 800 млн. Сейчас действует сумма 400 млн. И объём активов также увеличить до сумм больше, чем 400 млн. Сейчас обязательный аудит проводится у организаций, у которых активы составляют по балансу 60 млн.

Численность занятых на предприятиях должна превышать 100 человек. То есть малые предприятия фактически выводятся из-под обязательного аудита. Они не будут нести ненужные для них издержки.

При этом усиливаются требования к аудиторским компаниям. Сейчас у нас до одной трети аудиторских компаний только имеют постоянных работников, штатных аудиторов, три человека и более. Многие аудиторские компании практически не имеют ни одного постоянного штатного работника, они берут совместителей, а эти совместители зачастую числятся в 10, в 20 и даже в 60 аудиторских организациях. Соответственно понятно, что это те люди, которые и готовят липовые документы, таким образом зарабатывая в соответствующих компаниях.

Удвоятся требования, что обязательно должно быть в аудиторской компании три штатных работающих аудитора на постоянной основе, никаких требований по совместителям.

Если аудиторская организация проводит аудит общественно значимой организации, то должно быть семь аудиторов на постоянной основе и это до 2023 года, а с 2023 года предлагается увеличить до двенадцати постоянных аудиторов в этих организациях.

И ряд других требований к самим аудиторам, к аудиторским организациям, которые направлены как раз на наведение порядка в организациях и повышение соответствующих требований к аудиторам, которые осуществляют очень важную миссию по определению достоверности отчётности аудируемых компаний.

Прошу поддержать законопроект в первом чтении. Мы сегодня как раз на комитете создаём экспертный совет, который будет специально заниматься, в том числе, этим законопроектом. Мы собираемся работать прозрачно в этом направлении, с аудиторским сообществом активно взаимодействуем, они взволнованы, много обращений, в том числе в Государственную Думу.

Сегодня утром специально была встреча с аудиторами для того, чтобы определиться, как мы дальше будем работать, если вы поддержите законопроект в первом чтении. Спасибо.

Заключительное слово докладчика:

 – Уважаемые коллеги, говорилось о том, что отозвано почти 400 лицензий у кредитных организаций, но это как раз деятельность по наведению порядка, по очищению рынка от недобросовестных участников. То же самое происходит на страховом рынке, и это, скорее, свидетельствует о желании Банка России оставить на рынке только здоровых участников, которым будут доверять граждане, которые будут вести добросовестную, законопослушную деятельность.

Возможно, это ещё одна причина, которая должна простимулировать передать полномочия по наведению порядка на аудиторском рынке, где, к сожалению, очень много липовых заключений, где нет порядка и так далее.

Сейчас он находится под Минфином, Николай Васильевич (Коломейцев, депутат ГД фракция КПРФ – Прим. ред.), он сейчас регулируется, но, очевидно, у Минфина другие сферы работы, он не является таким же интересантом, как ЦБ, в получении соответствующей информации о деятельности банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов. В этом плане как раз вполне логично предложение передать полномочия по регулированию рынка аудиторских услуг Центральному банку.

Мы просто с вами в ближайшее время увидим, насколько здесь ситуация будет оздоравливаться, доверие будет возрастать, престиж профессии возрастет, туда, к сожалению, сейчас молодые люди не идут, потому что престиж профессии очень здорово падает. А вот в том числе этим решением, этим законопроектом мы соответствующую миссию выполним.

Прошу поддержать законопроект.

Источник: СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ 
http://www.spravedlivo.ru/5_86635.html