О частно практикующих оценщиках


Уважаемые коллеги!


В соответствии со статьей 4 Закона об оценочной деятельности № 135-ФЗ, оценщик может осуществлять профессиональную деятельность только в качестве - физлица (работая по трудовому договору в оценочной компании), либо как частнопрактикующий оценщик.


СОЮЗ СРО «СИБИРЬ» в силу положений закона регулярно предоставляет данные из реестра членов в Росреестр для ведения сводного реестра оценщиков. Росреестр обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц о всех оценщиках, которые числятся в реестре членов или которые были из него исключены. В свою очередь налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) оценщика в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений от Росреестра.


Далее налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить) оценщику уведомление, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве оценщика, медиатора, патентного поверенного. В случаях прекращения членства оценщика в саморегулируемой организации снятие с учета осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщаемых Росреестром.


Поэтому сейчас, пока еще есть время, крайне важно проверить свои персональные данные в реестре членов СОЮЗа СРО «СИБИРЬ»! Ведь именно их будет использовать Росреестр и налоговые органы для постановки на налоговый учет оценщиков как частнопрактикующих. Если СОЮЗ СРО «СИБИРЬ» до 31.07.2020г. не получает от Вас подтверждение о том, что Вы осуществляете свою деятельность по трудовому договору с юридическим лицом, то мы автоматически представляем данные о Вас в Росреестр, как о частнопрактикующем оценщике.

 

Общая информация по теме


Законодательное закрепление понятия «частнопрактикующий оценщик» появилось в Федеральном законе от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – 135-ФЗ) после внесения 27 июля 2006 года изменений в ст. 4 данного закона. В то же время, понятие «индивидуальный предприниматель» (ИП) в законодательстве отсутствовало.

В 2008 году Минфин России опубликовал разъяснение (письмо Минфина России от 26 ноября 2008 г. N 03-04-06-01/354) что, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 227 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс), лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от такой деятельности, в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса.

На основании п. 1 ст. 83 Налогового кодекса в целях проведения налогового контроля физические лица подлежали постановке на учет в налоговых органах по месту жительства, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом.


Согласно п. 7 указанной статьи постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществлялась налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 Налогового кодекса, либо на основании заявления физического лица.

В связи с передачей с 1 января 2017 года налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ, «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей с 1 января 2017 года налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»), с 1 января 2017 года п.6 ст. 83 Налогового кодекса дополнен следующим абзацем:

«6. … постановка на учет арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.


В свою очередь, п.4 ст.85 Налогового кодекса, с 1 января 2017 года дополнен следующим абзацем:

«4. … уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц о членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о внесении изменений в ранее сообщенные сведения…».


В связи с вышеперечисленным, постановка на учет члена саморегулируемой организации оценщиков (СРОО) в качестве частнопрактикующего оценщика осуществляется налоговым органом на основании сведений, переданных Росреестром. Передача таких сведений происходит на основании межведомственного документооборота между Росреестром и налоговым органом.

По данному вопросу Саморегулируемые организации оценщиков обращались в Министерство экономического развития РФ. Из ответа Минэкономразвития России следует, что, в соответствии со статьей 4 Закона об оценочной деятельности № 135-ФЗ, оценщик может осуществлять профессиональную деятельность только в качестве - физлица (работая по трудовому договору в оценочной компании), либо как частнопрактикующий оценщик, соответственно, если оценщик не передает в СРОО, членом которой он является, информацию о месте работы по трудовому договору в юридическом лице (оценочной компании), то он считается частнопрактикующим оценщиком и ставится налоговым органом в таком качестве на учет с доначислением ему страховых взносов в соответствии с Законодательством Российской Федерации.